x

Обратный звонок

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности

Главная / Изменения в сфере контейнерных перевозок в 2022 году

Изменения в сфере контейнерных перевозок в 2022 году

В марте 2022 года рынок грузовых перевозок в России столкнулся с серьезными проблемами, и среди них – уход некоторых контейнерных перевозчиков. Многие международные компании приостановили работы по доставке и вывозу контейнеров из РФ. Несмотря на малый общественный резонанс такой новости, последствия сокращения заказов контейнерных перевозок могут быть очень серьезными для российской экономики. На контейнеры приходится значительная часть поступающего в страну импорта. 

Ситуация на рынке грузоперевозок

Крупнейшие мировые перевозчики, в том числе MSC (Швейцария), CMA CGM (Франция), Maersk (Дания) с начала марта прекратили прием заказов на грузоперевозки, в которых пунктом отправки или назначения является Россия. Ранее работу прекратили компании из Германии, Сингапура, Тайваня. Доля рынка, которую охватывали ушедшие перевозчики, составляла около 50 процентов. В то же время многие оставшиеся в РФ компании используют контейнеры, принадлежащие ведущим грузоперевозчикам. 

Большая часть импорта в РФ – это контейнерные перевозки морским, железнодорожным, автомобильным транспортом. В финансовом выражении объем импорта составляет 230 миллиардов долларов, из которых более 60 миллиардов – оборудование и его компоненты, 9 миллиардов – продукция из пластика, 11 миллиардов – медицинские и фармацевтические товары. Проблема с перевозками грузов обусловлена следующими причинами:

  • Несмотря на ограничения по импортируемым товарам, экспорт из РФ в полтора раза больше импорта, поэтому решить проблему санкций можно было, переориентировавшись на другие страны и других поставщиков. 
  • Задача по диверсификации импортных поставок осложняется прекращением работы крупных операторов контейнерных грузоперевозок в РФ. Менее 20 процентов объема контейнерного парка приходится на российские компании. 
  • Находящаяся в обороте «тара» постепенно будет изыматься собственниками. Например, только на Maersk приходится около 33 процентов контейнерного парка, задействованного в РФ. 

Отечественные перевозчики продолжают работу – это компании Fesco (примерно 63 тысячи контейнеров) и «Трансконтейнер» (100 тысяч). Есть в РФ заводы, занимающиеся производством грузоконтейнеров, но объемы выпуска невелики – в районе 20 тысяч единиц в год. Впрочем, в РФ по-прежнему работают Sinotrans и SWIFT из Китая, однако их услуги подорожали из-за нестабильности на валютном рынке. 

Последствия ухода крупных грузоперевозчиков для российского рынка

Однозначных прогнозов о том, как будет развиваться ситуация дальше, дать невозможно, но ситуация на краткосрочную перспективу вырисовывается вполне определенно. Согласно оценкам аналитического агентства SeaNews, уход поставщиков услуг контейнерных грузоперевозок приведет к ряду негативных последствий:

  • Стоимость логистики и транспортные тарифы возрастут, а значит, подорожают импортные товары.
  • Уменьшится грузопоток в Россию и из страны. 
  • Поменяются зарубежные логистические цепочки, поставщики импорта. 
  • Возрастет грузооборот через Каспий, а также через порты Дальнего Востока. 
  • Сроки доставки продукции увеличатся. 
  • Возрастет значимость автомобильного и железнодорожного транспорта в грузоперевозках.
  • Поменяется состав участников рынка из-за ухода западных компаний. 

Проблему с восполнением объемов поставок частично поможет решить железная дорога, но это тоже негативно скажется на стоимости импортных товаров для конечных покупателей. В сравнении с морскими контейнерными перевозками, железнодорожные обходятся на 20-30 процентов дороже. 

Услуги по перевозкам грузов контейнерами

Пока ситуация в динамике изменилась несущественно, поставки продолжаются по инерции, исполняются действующие договора. Сложности возникают уже сейчас, но до кризисных явлений в отрасли еще несколько месяцев. Даже решение проблемы с номенклатурой и объемами импорта не предотвратит подорожание товаров, так как транспортные и логистические издержки увеличились многократно.

Необходимо помнить, что рынок контейнерных грузоперевозок не останавливается – он изменяется в связи с новыми условиями. Транспортно-экспедиционный оператор «Транс-Магистраль» продолжает работу, и предоставляет услуги по доставке товаров в том числе и грузоконтейнерами.  Несмотря на существующие сложности в транспортной сфере, специалисты компании организуют грузоперевозки любой сложности и объема по максимально доступным ценам.