Главная / Новости/ Разная ширина ЖД колеи в разных странах - причины и последствия

Разная ширина ЖД колеи в разных странах - причины и последствия

В разных странах железнодорожные пути могут различаться по ширине колеи. Причин этому несколько, и главная из них – железнодорожное сообщение развивалось по государствам мира практически одновременно, единые стандарты отсутствовали. Таким образом, сложности в ЖД перевозках, обусловленные разной шириной колеи, объясняются историческими причинами. Существовало несколько крупных и локальных проектов, в которых использовались различные технические подходы, предусматривались разные нагрузки. 

Ширина колеи железной дороги в РФ и других странах

В Европе значение составляет 1435 мм, и так сложилось с давних времен – это стандартная ширина телеги еще в Римской империи. Впрочем, другие параметры у железных дорог в странах Прибалтики, Финляндии, а также в государствах СНГ. Особенности железнодорожного полотна в странах и регионах:

  • Помимо Западной и Центральной Европы, 1435-миллиметровая колея стандартная для ЖД перевозок грузов также в США, Австралии, Китае и Корее. 
  • В странах бывшего СССР проложены железнодорожные пути 1520 мм, в редких исключениях – 1524 мм (локальные участки – например, подъезды к промышленным предприятиям).
  • Стандарт 1524 мм (изначально английский, соответствует 5 футам) считается устаревшим, но в некоторых странах (Финляндия, Монголия) по-прежнему используется.
  • Наиболее широкие пути – на территории бывшей Британской Индии (современные Пакистан, Бангладеш, Индия, Шри-Ланка) и в Южной Америке (Чили, Аргентина) – 1676 мм. 

По странам ширина путей, по которым осуществляются железнодорожные перевозки грузов, варьируется в пределах от 600 до 2000 миллиметров. Многие такие дороги – технического назначения и не соединены напрямую с общей системой железных дорог страны. Например, речь может идти об узкоколейных путях, используемых на промышленных предприятиях, или в местах добычи полезных ископаемых. 

Как решается проблема перехода между ЖД системами

Нередко международные ЖД перевозки предусматривают движение поездов по странам с разными железнодорожными системами. Соответственно, на границе необходимо обеспечить возможность перехода состава на колею другого размера. Для этого разработаны следующие способы:

  • Замена колесных тележек под вагонами. Каждый вагон надо остановить, поднять и переставить, поэтому процесс трудозатратный и занимает много времени. Чтобы ускорить процесс, на больших станциях поезд разделяют на части, которые развозят на «переходные» участки. После замены тележек состав снова собирают.
  • Автоматический переход, реализованный в современных поездах. Происходит в движении, но только на небольшой скорости. Колесные пары автоматически перестраиваются на новую колею. Происходит это при наезде на специальные «бугорки» - ось поднимается, и колеса сдвигаются/раздвигаются, в зависимости от размера колеи. 
  • Если расстояние, которое необходимо проехать по другой колее, незначительное, применяются универсальные рельсовые системы. Одновременно прокладывается два комплекта рельсов. 
  • Простое в техническом плане решение – перетарка, при которой на границе товары и материалы перегружают на другой поезд. Метод применяется редко, для ЖД перевозок грузов нежелателен – повышенные издержки из-за трудоемкости процесса, потери времени, дополнительные погрузочно-разгрузочные работы (возрастает опасность повреждения, порчи транспортируемой продукции).

Преимущество современной автоматической системы, основанной на применении «бугорков» и регулируемых колесных осей – исключение потерь времени при переходе на другую колею. Это значит, что при ЖД перевозках на границе можно обойтись упрощенным таможенным и пограничным контролем, так как основные процедуры делаются заранее, еще в пункте отправки. 

Компания «Транс-Магистраль» предоставляет широкий спектр услуг по организации внутрироссийских и международных грузоперевозок, в том числе и с использованием железных дорог. Специалисты компании разработают оптимальные схемы логистики, чтобы железнодорожные перевозки грузов были быстрыми и экономически эффективными. Возможно сотрудничество под ключ – от проработки маршрутов и подбора техники, до технического и документального сопровождения процесса транспортировки.