Главная / Новости/ Прогнозы восстановления грузоперевозок в РФ

Прогнозы восстановления грузоперевозок в РФ

Антироссийские санкции спровоцировали почти тотальное закрытие границ Европы для российской системы транспортных перевозок. Пока очень сложно давать какие-либо прогнозы и говорить о тех или иных датах. Но ряд экспертов прогнозируют открытие границ и восстановление отечественной транспортной логистики примерно через год. 

Алексей Безбородов: берем курс на Восток и на внутренний рынок 

Генеральный директор InfraProjects Алексей Безбородов считает, что в реалиях настоящего времени в развитии транспортной сферы лучше всего ориентироваться на внутренние маршруты, а также перспективные восточные направления. 

Одновременно с тем он считает, что возлагать слишком большие надежды на Китай не следует, напоминая о том, насколько сложно проходили переговоры между Пекином и Москвой еще в допандемийные времена. По его мнению, на сегодняшний день Китай склоняется к поддержке антироссийских санкций со стороны Запада. 

Безбородов утверждает, что перейти с европейского рынка на другие грузоперевозчикам сложнее, чем переориентироваться на внутренний. Кроме того, он подчеркивает, что автотранспорт значительно уступает железнодорожной инфраструктуре при росте расстояний. 

Но некоторые другие эксперты все же считают, что выход на перевозки в западном направлении все же есть, и для этого необходимо находить определенные компромиссы.

Игорь Смирнов: компромисс можно найти на самой границе

Заместитель директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов подчеркивает, что отечественные границы все еще остаются открыты для перевозчиков из Европы, и на этом можно выгодно играть. Он отмечает, что тотальный отказ от транспортного взаимодействия между Россией и Европой крайне негативно скажется на российском производственном цикле, а также на отечественном потребителе. По его мнению, можно осуществлять перецепки или перегрузки товаров непосредственно на самой русско-европейской границе. Это может помочь сохранить актуальный объем грузоперевозок и обеспечить российский рынок всем, что ему необходимо из Европы. 

В этом отношении Безбородов поддерживает Смирнова и подчеркивает, что такие послабления будут выгодны и Западу в том числе. Ведь, например, только в одной Польше число безработных пополнят около 30 000 дальнобойщиков после закрытия границ с Россией. 

Немного о железнодорожных грузоперевозках 

Ж/д-перевозки в свете последних событий продемонстрировали минимальную подверженность антироссийским санкциям. Общий объем перевозок в данной сфере сократился всего лишь на 2,4 % после начала спецоперации, если сравнивать с аналогичным временным периодом прошлого года. Он составил около 106,7 млн тонн. 

Пока что экспертам сложно прогнозировать, пострадает ли в дальнейшем сфера железнодорожных перевозок от антироссийских санкций или останется на прежнем уровне. Но большинство из них считают, что глобальное падение здесь очень маловероятно. 

Непонимание остается в области контейнерных перевозок. Большинство контейнеров – зарубежного производства, но не все – западного. Смирнов считает, что объем таких перевозок может остаться прежним, но они преимущественно будут осуществляться по восточным направлениям. 

Многие эксперты поддерживают мнение о том, что восстановление объема грузоперевозок теперь связано не только с железнодорожным, но и с морским транспортом. 

Перспективы морских грузоперевозок

Безбородов связывает улучшение ситуации в морских акваториях с: 

  • Дальневосточным и черноморским бассейнами;
  • Балтикой;
  • Африкой.

Он отмечает, что в данных направлениях и раньше не было большого участия западных компаний. Кроме того, не стоит умалять значения того факта, что Турция не поддержала антироссийские санкции. Турецкие компании готовы значительно повышать свои поставки как в плане объемов, так и в плане номенклатуры. 

Но чтобы все сложилось, необходимо применять новые меры в новых реалиях. Безбородов указывает на необходимость существенно изменить подходы таможни, дать послабления транспортному бизнесу и по возможности максимально уйти от формализма в оформлении документации.